Меню Рубрики

Пограничное состояние психики: что это такое. Пограничное психическое состояние

Психическая норма – довольно размытое понятие, хотя его границы в некотором смысле определены. Не всё, что выходит за границы нормы, является патологией, но вместе с тем уже и не соответствует критериям здоровья – скорее, это пограничные психические состояния.

Такого рода состояния психики характеризуются в основном тем, что некоторые нарушения присутствуют, но значительных отклонений от нормы не наблюдается. Они не являются ни началом, ни каким-либо промежуточным этапом серьезных расстройств психики.

Общие сведения

Любое пограничное состояние определяется проблемой с психической саморегуляцией. Симптомы пограничного состояния обычно проявляются в частичных аномалиях регуляции психической деятельности (неврастения, психастения, истерия, циклотимия, навязчивость, нарушение сна). Особенности нарушений при пограничном состоянии личности:

  • Интеллект в целом остается неизменным, кроме регуляционных механизмов.
  • Эмоциональная неустойчивость, быстрая утомляемость, вегетативные дисфункции.
  • Критическое отношение к собственному состоянию сохраняется.
  • Нарушения связаны с характерными чертами личности.
  • На возникновение сильно влияют психогенные факторы.

Как правило, отсутствуют признаки прогрессирующего слабоумия, нет сильных изменений личности и психотических симптомов. При этом пограничные психические состояния развиваются и протекают по-разному.

К этим формам психических расстройств традиционно относят: неврозы, психопатии, реактивные состояния. МКБ-10 рассматривает пограничные расстройства относительно невротических (стресс или ), поведенческих синдромов (физиологические нарушения), расстройств личности и поведения.

Нельзя считать пограничное состояние переходным этапом, «мостиком» между здоровым психическим состоянием и патологией. По данным многих исследователей относительно пациентов с пограничными состояниями психики, переход от пограничного состояния к серьезному психическому расстройству редок, это происходит лишь немногим чаще, чем у здоровых лиц.

История и причины

Впервые о пограничных расстройствах в контексте невротических, по сути, заговорили уже в XVI веке, пытаясь понять, что такое нервность. Затем последовало описание , и только в 1776 году Кулленом был введен столь распространенный в настоящее время термин «невроз». Он связывал это состояние с поражением нервной системы.

Неврастения сыграла особую роль в накоплении знаний о пограничных состояниях. Она, истерия и ипохондрия стали для пограничной психиатрии основными рассматриваемыми болезнями в XX веке. Наряду с этим развивалось учение о , представившее описания различных отклонений в структуре личности.

В результате длительных дискуссий многие исследователи и ученые сошлись во мнении, что пограничные расстройства развиваются на фоне органических проблем, к которым относятся все факторы, приводящие к патологическому нарушению нормальной деятельности организма (в их числе можно назвать травмы, радиацию, инфекции и др.).

Как установил Соммер, психическая основа развития расстройств сопряжена с большим разрывом между возможностями человека и требованиями среды. Точнее было бы сказать вслед за Осиповым, что проблема кроется в эмоционально-аффективных нарушениях, которые ведут к тревоге.

Невротические реакции возникают в ответ на сильный стресс и нервное истощение. Психопатии считаются обусловленными генетически или, по крайней мере, объясняются факторами, которые действовали в первые годы жизни.

Благодаря лекарственным препаратам, которые снижают эмоциональное напряжение, удается достигнуть значительного терапевтического действия. Эффективность препаратов отчасти доказывает ведущую роль конституциональных особенностей конкретного человека в становлении пограничного расстройства. Данные исследований показывают взаимосвязь между пограничным состоянием и проблемами в функционировании определенных структур мозга.

Также многое можно объяснить социальными условиями жизни общества. Выделяется ряд причин, которые тесно связаны с развитием пограничных состояний. Среди них Александровский называет:

  • Экологическое неблагополучие.
  • Стихийные бедствия.
  • Рост числа беженцев.
  • Опасные условия труда.

Характерные проявления

В основном, говоря об этих видах расстройств, имеют в виду неврозы, иногда – невротические реакции, психопатии. И если последние имеют чисто биологическую природу (органическую недостаточность), то социальные проблемы приводят к невротическим реакциям.

Характерная черта неврозов – сохранение критики к происходящему. Невротические реакции длятся в течение определенного промежутка времени, в котором можно четко выделить начало. Между тем начало психопатии установить сложно, можно лишь найти ситуацию, значительно повлиявшую на развитие психопатии, — как правило, вызвавшую конфликт.

Все остальные пограничные состояния можно уложить между невротической реакцией и психопатией. Постепенно двигаясь в направлении психопатий, мы будем наблюдать, что важность психогенных факторов падает, а биологических – возрастает.

Основная масса невротических расстройств подразделяется на невротические реакции, собственно сами неврозы, а также развитие личности, которое можно назвать невротическим. К неврозам относят неврастению (легкая возбудимость и быстрая истощаемость), психастению (душевная слабость, первая сигнальная система оказывается менее проявлена, чем вторая, от этого масса нерешительности), навязчивые состояния (мысли, страхи, желания, от которых невозможно избавиться) и истерию (очень яркое восприятие мира полностью купирует рациональность).

Одно из новых пограничных расстройств – ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство). Суть его в том, что после пережитого сильного стресса (катастрофа, массовые убийства, военные действия, стихийные бедствия) у человека развивается тревожность, в памяти могут постоянно воспроизводиться сцены прошлого, из-за чего повышена агрессивность, происходит избегание любых психических нагрузок.

К пограничным расстройствам относятся и социально-стрессовые, которые возникают в определенных социальных, экономических и политических условиях. Социально-стрессовые расстройства характеризуются тем, что социальные катаклизмы вторгаются в психическую жизнь огромного количества людей. Высок риск развития социально-стрессового расстройства в ситуациях, связанных с изменением образа жизни, принятого большинством, религии или основной идеи государства.

Изучение психопатий (устойчивых дисгармоничных изменений характера при отсутствии серьезных психических нарушений) началось уже в XVIII веке. К настоящему времени в науке психопатии приобрели новое имя – расстройства личности.

Основными характеристиками расстройства личности являются стойкость изменений характера, их тотальность и проблемы с социальной адаптацией. Оценки распространенности колеблются от 5 до 10%, при этом среди осужденных людей с такими расстройствами уже целая четверть.

Предположительно, расстройства могут возникать только вследствие врожденной предрасположенности, хотя есть и другие точки зрения. Основными их признаками являются эмоционально-волевые нарушения, утрата контроля над деятельностью.

На разных этапах каждая из рассмотренных форм пограничных расстройств выражается по-разному. Если говорить об общем виде, то формам можно сопоставить следующие нарушения:

  • Адаптационные реакции: , расстройства сна.
  • Невротические реакции: тревога и страх, невротические расстройства, декомпенсация.
  • Неврозы: депрессивность, неврастения, ипохондрия, навязчивости.
  • Развитие личности с нарушениями: стойкие личностные изменения.
  • Реактивные психозы: страх, дезорганизация, путанность сознания, некритичность к собственному состоянию.

Оказание помощи

Клинико-эпидемиологические исследования показывают нарастание проблем с психическим здоровьем населения. При этом даже люди с выраженными расстройствами не находят квалифицированной помощи ввиду того, что их не выявляют, а их состояние не диагностируется. Появляются новые формы психической дезадаптации, причины которых кроются в социальных условиях жизни.

Пограничные состояния психики могут значительно понижать качество жизни человека. Необходимость серьезного психиатрического вмешательства обычно отсутствует, для этих людей первична помощь в социальной сфере.

Лечение такого рода расстройств в психиатрии всегда было сопряжено с выяснением причин их возникновения. Микро- и макросоциальные конфликты, в которые вовлечены люди по всему миру, – прекрасная почва для развития нарушений психики.

Благодаря анализу факторов, которые породили образование слабых нарушений психики или сыграли ведущую роль в их развитии, можно выделить несколько путей для профилактических действий. Необходимость реализации каждой из мер профилактики зависит от конкретных условий:

  • В некоторых случаях достаточно квалифицированно и доступно рассказать о волнующих людей проблемах, и уровень психической дезадаптации значительно снизится.
  • Психоэмоциональное перенапряжение больших групп легко снижать путем вовлечения их в обсуждение важных вопросов, относящихся к их быту и жизнедеятельности в условиях экстремальных происшествий.
  • Иногда целесообразно эвакуировать людей из районов, где произошли бедствия.
  • Там, где сильны нагрузки на психику, необходимо создать места для эмоциональной разгрузки. Этот вопрос стоит особенно остро в ситуациях скопления беженцев или пострадавших от стихийных бедствий.

Пограничное состояние может приводить к социальной дезадаптации, поэтому нуждается в своевременной диагностике и лечении. Не стоит затягивать с посещением врача: эта группа расстройств, как правило, нуждается в щадящем лечении, поэтому не доставит больших неудобств. Больным не обязательно и даже нежелательно находиться в стенах больницы, они безобидны для окружающих, вероятность стабилизации их состояния и роста качества жизни при лечении высока. Автор: Екатерина Волкова

Понятие пограничных психических расстройств возникло в нозоцентрическом подходе к определению состояния здоровья, в котором любое отклонение от какой-либо нормы трактуется в терминах патологии и болезни. По мере развития клинической психологии многие не столь существенные (в сравнении с грубыми нарушениями психической деятельности) отклонения от нормы нозоцентрически мыслящие психиатры начали расценивать как промежуточные состояния между здоровьем и тяжелым психическим заболеванием. Пограничные, с этой точки зрения, значит находящиеся на грани между нормой и патологией, здоровьем и болезнью, т. е. нерезко выраженные нарушения психической деятельности.

Пограничные состояния объединяют группу расстройств, в которых преобладает т. н. «невротический уровень» нарушений психической деятельности или поведения, при которых:

а) сохраняется критическое отношение человека к своему состоянию;

б) болезненные изменения происходят преимущественно в эмоциональной сфере личности и сопровождаются нарушением вегетативных функций;

в) нарушение вызвано психологическими (характерологические особенности личности), а не органическими причинами.

Эти расстройства отличаются отсутствием психотических симптомов, нарастающего слабоумия и деструктивных личностных изменений, поскольку имеют не органическую, а психогенную природу. Как отмечает отечественный психиатр Ю. А. Александровский, между здоровьем и пограничным психическим расстройством невозможно установить никаких четких границ, поскольку на психическом уровне норма не имеет строгих объективных критериев /2/.

Оценка состояния в качестве здорового или пограничного чаще всего связана с действием механизма адаптации личности к среде.Всякое психическое нарушение можно трактовать в качестве стойкого нарушения приспособления к новым и трудным внешним и внутренним обстоятельствам жизни. В одних случаях дезадаптация вызывает психотические (бред, галлюцинации, автоматизмы), а в других - невротические (эмоциональные и поведенческие) нарушения.

Нейрофизиологическая схема механизмов, приводящих к психической дезадаптации, выглядит следующим образом: мозг как функциональная система, обеспечивающая поведенческий акт, включает в качестве важнейшей основы афферентный синтез, в процессе которого принимается решение о возможном действии с учетом ожидаемого будущего результата. Принятие и выполнение решения связаны с деятельностью акцептора результата действия, который благодаря механизмам памяти и обратной афферентации прогнозирует ситуацию («опережающее отражение»), контролируя и исправляя поведение. При психотравмирующих ситуациях возникают сильные отрицательные эмоции, толкающие к более энергичному поиску путей удовлетворения потребности, что может привести к нарушению афферентного синтеза, рассогласованию деятельности акцептора результата действия и неадекватному поведению.

Возникновение состояния психической дезадаптации возможно не при дезорганизации отдельных подсистем, а только при нарушении всей системы адаптации в целом. Одним из важнейших условий возникновения пограничного расстройства является несоответствие имеющихся у человека социальных и биологических возможностей для переработки информации, скорости ее поступления количеству, которое может быть избыточным или недостаточным. Избыток информации приводит к срыву в том случае, если человек не в состоянии ее переработать и использовать. Недостаток же информации (связанный с недостаточным использованием возможностей ее нахождения, восприятия, анализа и синтеза, хранения и применения) приводит к дезадаптации в ситуациях ограниченного времени.

На возможности поиска, восприятия, анализа, синтеза, хранения и применения информации влияют как биологические, так и социально-психологические факторы. Характер информации также имеет значение: в лишенной новизны, монотонной и однообразной, максимально предсказуемой среде функциональная активность психических процессов снижается. Для поддержания оптимального уровня необходимы новизна и непредсказуемость значения поступающей информации.

Важную роль в информационном обмене между организмом и средой играют эмоции (почему нарушения эмоциональной сферы при пограничных состояниях возникают в первую очередь). Эмоции сигнализируют о результатах действия: совпадают ли смоделированные параметры с полученными. Невозможность получения положительной эмоции в процессе обратной афферентации приводит к бесконечному поиску путей удовлетворения блокированной потребности. Эмоциональное состояние не только влияет на поведение, но и зависит от него, поскольку эмоции у человека носят выраженный идеаторный характер. Рассогласование между стремлениями, представлениями и возможностями и приводит к эмоциональным расстройствам. Наиболее часто при пограничных состояниях встречаются переживания страха, тоски, депрессии и лабильности настроения. Эмоции определяют валентность системы отношений человека как направленной социально зафиксированной связи личности с окружением. Именно поэтому качество отношений, связанное с личностно-типологическими характеристиками человека, также определяет нарушения системы адаптации и, следовательно, развитие пограничных состояний. А эмоциональный стресс занимает особое место в развитии любых психических нарушений.

Основу дезадаптации психической деятельности при пограничных формах расстройств определяет ослабленная активность системы психической адаптации, тогда как при психотических расстройствах активность системы психической адаптации ослабляется далеко не всегда: она чаще извращена или имеет частичные или тотальные поражения (разрушения).

Болезненные проявления нарушений психической адаптации в отечественной практике принято концептуализировать как неврозы и психопатии.При этом сюда также относят и кратковременные невротические реакции, а также личностные аномалии. Помимо неврозов и психопатий в ряд пограничных расстройств также включают субпсихотические нарушения (квазипсихозы - идео-обсессивные, помешательство сомнений, истерические, сенесто-ипохондрические, паранойяльные).

Проблема заключается в том, что при нарушениях биологического гомеостаза (органические психические нарушения) действует такой же механизм невротических реакций (отсюда попытки выделить в отдельные таксономические единицы - сопутствующие синдромы - неврозоподобные и психопатоподобные состояния, возникающие при различных заболеваниях).

Невротические реакции, невротические состояния и невротические развития личности являются узловыми пунктами динамики пограничных психических расстройств. Общая схема их развития такова: психическая травма (действие личностно значимой, отрицательно эмоционально окрашенной информации) приводит к невротической реакции; в свою очередь, при сохранении психотравмирующих ситуаций такие реакции складываются в стабильные состояния и приводят к дезадаптации социальной системы личности, в результате чего невротическое реагирование расширяется на другие стимулы; со временем психические переживания соматизируются. При наличии же конституциональной предрасположенности возникают патологические изменения в личности (психопатии). Однако сами по себе психопатические черты характера не являются болезненными проявлениями. Они становятся таковыми только под влиянием дезадаптирующих воздействий, когда происходит декомпенсация системы взаимодействия личности и среды.

Основная методологическая проблема в связи с пограничными психическими состояниями заключается в том, что на практике и неврозы, и психопатии, и органически обусловленные личностные изменения при различных соматических состояниях имеют сходные нейрофизиологические механизмы развития и сходные поведенческие формы выражения (симптомы). При этом патологические нарушения поведения внешне ничем не отличаются от нормальных поведенческих реакций человека в текущих ситуациях психоэмоционального напряжения.

В изолированном виде симптомы пограничных расстройств встречаются очень редко. По ведущим признакам традиционная отечественная клиническая психология выделяет основные типы неврозов: неврастению, истерию, психастению и навязчивые состояния.Однако деление это достаточно условное и проблематичное, поскольку в каждом конкретном случае симптомы всегда группируются и взаимодополняют друг друга в зависимости от личностных особенностей человека.

Понятие невроза было разработано в рамках биомедицинской модели психических болезней. Первоначально неврозом во французской школе психиатрии и клинической психологии называли нарушения нервной деятельности («болезнь нервов»). Затем этим термином стали обозначать целый спектр различных психических нарушений, для которых не удавалось обнаружить какого-либо органического расстройства в качестве ведущей причины наблюдаемого дефекта (отклонения в поведении). При этом всегда полагалось, что органическое расстройство непременно имеется, однако его трудно обнаружить и доказать причинно-следственные отношения между ним и видимым отклонением.

Начиная с работ З. Фрейда, неврозом (иногда - психоневрозом, чтобы провести четкое разграничение между неврологическим и функциональным нарушением) называют разнородную по своим проявлениям группу функциональных расстройств, имеющих общую характеристику - выраженное состояние тревоги.Сюда были отнесены такие нарушения психики и поведения, которые хотя и доставляли дискомфорт пациентам, были болезненными и мучительными для них, однако протекали легко, поскольку они не искажали базовых процессов восприятия и мышления, удерживая людей от грубых нарушений социальных норм.

В качестве основной причины невроза З. Фрейд видел внутриличностный бессознательный конфликт, который служит причиной хронического тревожного состояния и заставляет пациента прибегать к использованию защитных психологических механизмов. Проявление вытесненного содержания внутриличностного конфликта в конечном счете и выражалось в психических и поведенческих симптомах.

В рамках психодинамической концепции невроза выделяют следующие его виды:

Тревожный;

Фобический;

Обсессивно-компульсивный (невроз навязчивых состояний);

Истерический;

- (псих-) астенический;

Ипохондрический;

Депрессивный (невротическая депрессия);

Деперсонализированный;

Невроз характера;

Нарциссический невроз;

Невроз внутреннего органа (конверсионный) и т. д.

В отечественной науке базовым является определение невроза, данное психиатром В. А. Гиляровским:

Невроз - это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к переработке (преодолению) возникшей ситуации и компенсации нарушений.

В этом определении акцент делается на длительной переработке личностью неразрешимой проблемной ситуации и неспособности адаптироваться к имеющимся условиям. Неспособность адаптации к сложным жизненным обстоятельствам складывается, по мнению отечественных авторов, из «слабости» психофизиологических механизмов (органического дефекта), особенностей развития личности, а также провоцирующих факторов, вызывающих сильное психическое напряжение /25/.

Особое значение в отечественных и психодинамических концепциях невроза придается процессу личностного развития.В качестве причинных факторов выделяют задержки психологического развития на различных возрастных этапах. Например, в качестве личности, склонной к невротическим реакциям, в психоанализе выделяют взрослого человека с «анальным характером». Личность с «анальным характером» - это человек, задержавшийся на анальной стадии развития личности по З. Фрейду и устойчиво демонстрирующий свойственные этой стадии характеристики поведения (упрямство, скупость, чрезмерная аккуратность). Возникающая в результате задержки на одном из этапов негибкая стратегия поведенческих реакций на изменяющиеся социальные ситуации (поскольку репертуар реакций оказывается ограниченным) и приводит к невротизации - развитию какого-либо невроза.

Другим причинным фактором невроза считают «психическую травму», тяжелую соматическую болезнь, эмоциональную депривацию в процессе общения со значимыми людьми (в первую очередь родителями, если речь идет о ребенке).

Критическими возрастами,предрасполагающими к развитию невротических реакций и неврозов, является период 7-11 лет, когда начинает активно формироваться аффективная сфера личности, и период 11-14 лет, когда активно развивается идеаторная (имеющая отношение к идеям, когнитивная) сфера личности /47/.

Для этапа формирования аффективной сферы личности характерны непосредственность и неустойчивость эмоциональных реакций, их быстрая смена, преимущественный интерес к текущим событиям и недостаточная оценка будущего. Если в этом возрасте (7-11 лет) ребенок переживает психическую травму (потеря родителей, конфликт между папой и мамой, развод родителей, длительная отлучка одного из родителей, соматическое заболевание, связанное с длительным пребыванием в больнице), то высока вероятность задержки аффективного развития. В дальнейшем эта задержка приведет к развитию в структуре личности эмоциональной неустойчивости, непосредственности реагирования на внешние события и, соответственно, к трудностям адаптации, к снижению способности адекватной оценки ситуации и построения планов на будущее.

На этапе развития идеаторной сферы личности сознание ребенка обогащается различными понятиями, развивается способность к умозаключениям, к построению долгосрочных планов действий. Подросток начинает самостоятельно мыслить, подвергать обсуждению те или иные факты, вскрывать закономерности социальной жизни. При возникновении психотравмирующих ситуаций в этом возрасте (11-14 лет) может снижаться интерес к окружающему, наблюдаться подавление эмоциональной связи с происходящими событиями из-за неприятных переживаний по поводу возникающих мыслей, идеи становятся оторванными от реальности. Внешне подросток с психотравмой кажется окружающим рано повзрослевшим, сдержанным, он стремится много читать, рассуждать о сложных проблемах. Однако на самом деле такое развитие создает предрасположенность к формированию в будущем невроза навязчивых состояний.

Большую роль в возникновении отклонений в развитии личности, могущих привести к развитию неврозов, играет система отношений в семье ребенка и характер воспитания,принятый в этой семье /11/.

В психодинамическом подходе больший акцент делается на характере детско-родительских отношений как ведущей причине неврозов. Отношение к ребенку рассматривается в глобальном аспекте принятия/непринятия (принятия/отвержения). С глобальным отношением к ребенку связано удовлетворение его базовых потребностей. В отношениях принятия и адекватной заботы, истинной любви (когда родители реагируют не только на витальные - голод, жажда, удовлетворение телесных потребностей, - но и на эмоциональные нужды ребенка), ребенок не испытывает тревоги за свое будущее, адекватно познает мир и научается конструктивному взаимодействию с ним. Постоянное проявление заботы является особенно важным для развития такой функции «Я», как способность без опаски откладывать удовлетворение потребностей (postpone gratification)вследствие развития у личности уверенности в мире и доверия к нему. Способность откладывать удовлетворение потребностей позволяет человеку строить зрелые межличностные отношения, защищенные от срывов и чрезмерных эмоциональных переживаний.

В отечественной психологии больший акцент в объяснении факторов, предрасполагающих к развитию неврозов, делается на системе воспитательных мероприятий. При этом под неадекватным воспитанием понимается не столько сам стиль, сколько шаблонное, негибкое использование какого-либо одного из вариантов воспитательных воздействий без учета реальных обстоятельств. Наиболее частой причиной невротического развития личности считается воспитание в виде гиперопеки (гиперпротекции), которая может проявляться как «доминирующая» или «потворствующая», а также противоречивый стиль воспитания /11/.

Воспитание в виде доминирующей гиперопеки обязательно включает особую систему разрешительного или ограничительного контроля над поведением ребенка. Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок, знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить ему наилучшее решение любых проблем и преодоления препятствий, беря все трудности на себя и лишая ребенка права выбора. При доминирующей гиперопеке родители сами выбирают ребенку друзей, организуют его досуг, навязывая свои вкусы, интересы, нормы поведения. Эмоциональные отношения здесь обычно сдержанные. Строгость, контроль, подавление инициативы ребенка мешают развитию отношений привязанности и формируют только страх и почитание обладающих властью.

К доминирующей гиперопеке относится и воспитание в условиях высокой моральной ответственности.Здесь повышенное внимание к ребенку сочетается с завышенными требованиями по отношению к его личности и поведению. Эмоциональные отношения с родителями при этом более теплые, однако ребенок ставится в условия, когда он должен во что бы то ни стало ради этой любви оправдывать завышенные ожидания родителей. В результате такого воспитания возникает страх перед испытаниями, что вызывает неадекватное ситуации психическое напряжение.

В воспитании по типу потворствующей гиперопеки («кумир семьи»),напротив, любые желания ребенка оказываются в центре внимания, просчеты и проступки ребенка не замечаются. В результате у ребенка формируется эгоцентризм, завышенная самооценка, непереносимость трудностей и препятствий на пути к удовлетворению желаний. Такая личность испытывает сильные отрицательные переживания при столкновениях с реальностью, поскольку лишение привычной атмосферы почитания и незатрудненного удовлетворения желаний вызывает социальную дезадаптацию.

Наконец, невротическому развитию личности способствует противоречивый стиль воспитания, когда в одной и той же ситуации к ребенку предъявляются противоположные требования. Противоречивый стиль воспитания характеризуется альтернирующими (перемежающимися) эмоциональными отношениями между родителями и ребенком и неконгруэнтностью общения.

Перемежающиеся эмоциональные отношения - это непоследовательные, немотивированные эмоциональные проявления, когда похвала или упрек зависят исключительно от настроения родителя, а не от ситуации и поведения ребенка.

Неконгруэнтность общения - несоответствие слов родителей интонации и мимике (часто встречается в случае скрываемого эмоционального отвержения ребенка).

Для противоречивого стиля воспитания также характерна постоянная, не зависящая от содержания ситуаций смена воспитательных тактик или наличие разных воспитательных тактик у разных членов семьи.

Общим результатом перечисленных воспитательных тактик становится формирование напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, что приводит к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже незначительных психотравм.

Неустранимым недостатком как отечественной, так и психодинамической концепций невроза является то, что отклонения в процессе личностного развития с равной долей вероятности приводят не только к неврозам или психопатиям, а могут служить и одним из факторов развития аддиктивных, психосоматических, когнитивных, (суб-) психотических и многих других психических расстройств. При этом многие симптомы невротического расстройства в той или иной степени включаются и в другие самостоятельные болезни (например, неврозоподобная шизофрения).

Трудности в четком разделении специфической симптоматики перечисленных нарушений, условность выделения невротических расстройств, множественность причинных факторов для одного и того же нарушения, неоднозначное использование понятия невроза разными психологами и психиатрами, невозможность выделить специфическую невротическую характеристику, отделяющую невроз от других психических нарушений, в конечном итоге привело к отказу от использования этого термина в современной клинико-психологической практике.

В современной клинической психологии вместо термина «невроз» принято говорить о связанных со стрессом расстройствах, которые по традиции называют «невротическими». Употребление термина «невротические расстройства»вместо термина «невроз» освобождает нас от необходимости подгонять симптомы нарушений под какие-то иные строго определенные причинные факторы, кроме стресса (психической травмы). Невротические расстройства скорее выступают не «пограничными» по отношению к психозам, а являются отражением некоторых общих закономерностей изменения психической деятельности личности под влиянием стрессовых факторов.

К невротическим расстройствам сегодня относят:

Фобические расстройства;

Тревожные расстройства;

Навязчивости (обсессивно-компульсивное расстройство);

Острую реакцию на стресс;

Посттравматическое стрессовое расстройство;

Расстройства приспособительных реакций (адаптации);

Диссоциативные (конверсионные) расстройства;

Соматоформные расстройства;

Неврастению;

Синдром деперсонализации.

Несомненно, что понятие невроза окончательно не выйдет из употребления, поскольку с ним связан обширный объем психологической и медицинской литературы, кроме того, оно широко используется в обыденной речи.

Следует отличать понятие пограничных психических расстройств в отечественной клинической психологии от созвучного термина «пограничный тип эмоционально неустойчивого расстройства личности (пограничное расстройство личности)», который принят в международной классификации психических расстройств и нарушений поведения. Под пограничным расстройством личности понимается тотальная неспособность человека к установлению стабильных межличностных отношений, устойчивого образа «Я», поддержанию устойчивого позитивного эмоционального баланса. Оно получило такое название, поскольку по своим проявлениям занимает промежуточное место между невротическими и психотическими изменениями в личности. При пограничном личностном расстройстве отмечаются нарушения самостоятельности, аффективного контроля, а также развиваются чрезвычайно сильные отношения привязанности. Более подробно это нарушение описывается в разделе 6 «Расстройства личности».

Контрольные вопросы

1. Какие расстройства включаются в понятие «пограничных»?

2. Какова нейрофизиологическая схема возникновения «пограничных» расстройств?

3. Какие виды неврозов вы знаете?

4. Какой возраст является критическим для возникновения невроза?

5. Как стиль семейного воспитания может повлиять на возникновение и развитие «пограничных» психических расстройств?

Литература для дополнительного чтения

2. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

3. Каменецкий Д. А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос, 2001.

4. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

5. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

Цитируемая литература

1. Александровский Ю. Ф. Пограничные психические расстройства. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. - М.: Медицина, 1973.

3. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб.: Союз, Лениздат, 2000.

4. Кербиков О. В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1972.

5. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002.

6. Лакосина Н. Д., Трунова М. М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии: Клиника и лечение. - М.: Медицина, 1994.

7. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1999.

8. Смулевич А. Б. Психогении и невротические расстройства, выступающие в рамках динамики психопатий // Психиатрия и психофармакология. Медиа медика. Том 2. № 4. 2000.

9. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1987.

Ранее сходные идеи высказывались и отечественными физиологами - сторонниками кортиковисцеральной концепции, однако их работы были мало известны за пределами Советской России.

Пограничные психические состояния - Группа не резко выраженных нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений. Пограничные состояния вызываются нарушениями как соматической, так и психической сферы.

Группа пограничных состояний неоднородна по своему составу и качественным параметрам, характеризующим степень здоровья или нездоровья у человека, поскольку переход от здоровья к болезни представляет собой качественное преобразование параметров организма.

Существуют пограничные состояния, которые, с одной стороны, в большей степени соответствуют здоровью и лишь по ряду отдельных показателей выходят за пределы нормы. Существуют и состояния, которые очень близки к патологии, но не могут рассматриваться в качестве болезни, так как в них отсутствует один или несколько существенных признаков наличия симптомокомплекса болезни.

Существует также целый ряд психологических явлений, которые выходят за пределы общепринятой нормы, но ни в коем случае не могут быть отнесены к патологии. Например, к данной группе явлений на полном основании могут быть отнесены акцентуации характера. Поскольку данный класс состояний занимает промежуточное положение между здоровьем и болезнью, то проблему пограничных состояний изучают как врачи-психиатры, так и психологи. Сами по себе акцентуации характера нельзя относить к категории психических состояний, потому что акцентуации весьма продолжительны во времени. Однако многие конкретные проявления акцентуаций - это типические и пограничные состояния, которые нельзя рассматривать без рассмотрения акцентуаций как первопричины этих состояний (например экзальтированное состояние у склонных к повышенному настроению).

Пограничные состояния тесно связаны с процессом адаптации, а - вернее сказать - часто они являются причиной дезадаптации человека. Ю. А. Александровский считал, что адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. Запутанность внутреннего мира человека, наличие многих эмоциональных проблем обычно сильно суживает способность человека к адаптации.

К пограничным состояниям относятся начальные проявления невротических расстройств. Это состояние, когда болезни нет, но есть существенные нарушения в регуляции систем организма и психики. Признаками начальных проявлений невротических расстройств является:

Повышенная утомляемость,

Раздражительность,

Эмоциональная напряженность,

Эмоциональная неустойчивость,

Нарушения ночного сна,

Головные боли,

Вегетативные дисфункции,

Психосоматические жалобы.

Общие принципы работы с пограничными состояниями:

Опора на социально-психологические контакты человека,

Влияние на особенности поиска, восприятия и переработки информации,

Обучение способам управления собственным тонусом,

Обучение способам контролирования эмоций,

Контакт с медицинскими работниками.

Пограничное расстройство личности (по МКБ-10 подвид эмоционально неустойчивого расстройства) – психическое заболевание с трудом подающееся диагностике, его часто можно спутать с или , та как первоначальные симптомы очень схожи, лечение трудное и длительное.

Больной склонен к суициду. Поэтому очень важно проявлять к таким людям максимум терпения и внимания.

Пограничное расстройство личности – это заболевание психики. Оно сопровождается импульсивностью, отсутствием или довольно низким уровнем самоконтроля, трудностью во взаимоотношениях, и недоверчивостью.

Заболевание практически всегда возникает еще в раннем возрасте, подростковом периоде или в молодости. Имеет устойчивый характер. Проявляется в течении всей жизни больного.

Данное психическое нарушение встречается у 3% населения, при чем 75% из них женщины. Первые симптомы носят не ярко выраженный характер, а потому малозаметные.

Пограничные состояния психики в психиатрии

Пограничному расстройству личности практически всегда предшествует пограничное состояние психики (ПСП).

Пограничное состояние психики – это тонкая грань между психическим здоровьем и началом патологии. Это еще не расстройство психики, но уже отклонение от нормы.

На пограничное состояние психики могут указать следующие симптомы и характерные черты поведения индивидуума:

Часто люди, которые находятся в таком состоянии, испытывают чувство не только , но и самые настоящие , которые сопровождаются:

  • состоянием нехватки воздуха;
  • учащенным сердцебиением;
  • (дрожью) в руках и ногах;
  • предобморочным состоянием;
  • изменением артериального давления.

Панические атаки не являются психопатическими проявлениями. Но на них стоит обратить пристальное внимание. Если они случаются регулярно, носят ярко выраженный характер, то это повод обратиться к психотерапевту.

Откуда берутся «психопатические погранцы»…

До сегодняшнего дня ученые не могут с полной уверенностью назвать точные причины возникновения пограничных расстройств личности, есть лишь теории:

  1. Предполагают, что заболевание вызывается нарушением баланса химических веществ (нейромедиаторов) в головном мозге пациента. Они ответственны за настроение личности.
  2. Немаловажную роль играет и генетика (наследственная предрасположенность). Как было отмечено выше, чаще заболеванием страдают именно женщины (боле двух третей всех зарегистрированных случаев).
  3. На возникновение заболевания оказывает влияние и характер . Людей с низким уровнем самооценки, повышенной тревожностью, пессимистическим взглядом на жизнь и события, условно можно отнести к группе риска.
  4. Большое значение имеет и детство . Если ребенок пострадал от сексуального насилия или длительное время подвергался физическому и эмоциональному насилию, пережил расставание или утрату родителей, все это может спровоцировать развитие расстройства личности. Но даже в вполне благополучных семьях есть риск развития психического заболевания у ребенка, если родители запрещают ему выражать свои чувства и эмоции, или же были излишне требовательны к нему.

…и как их выявить среди нас?

Первые симптомы пограничного расстройства личности можно заметить еще в детском возрасте. Они проявляются в виде беспричинной плаксивости, гиперчувствительности, повышенной импульсивности, проблем с принятием самостоятельных решений.

На втором этапе болезнь проявляет себя после двадцатилетия. Взрослый самостоятельный человек становится излишне ранимым, закомплексованным. В некоторых случаях, наоборот, агрессивным и буйным. Ему трудно существовать в социуме, утрачивается желание общаться, выстраивать межличностные отношения.

Существует ряд симптомов, с помощью которых психиатры диагностируют заболевание, но наличие одного-двух еще не свидетельствует о пограничных состояниях.

Клиника пограничных состояний подразумевает, что в совокупности у больного должно присутствовать не менее четырех из ниже перечисленных симптомов:

  • самоуничижение, самобичевание;
  • закомплексованность, замкнутость;
  • трудности в общение с другими людьми;
  • импульсивность, неустойчивое поведение;
  • проблемы с самопризнанием и самоуважением;
  • прямолинейность мышления (условное деление всех событий на хорошие «белые» и плохие «черные»);
  • частые резкие смены настроения;
  • склонность к суициду;
  • страх одиночества;
  • агрессивность, гнев без видимых причин;
  • гиперчувствительность.

Симптомы не возникают внезапно и не прогрессируют моментально. Они являются обычным поведением людей, страдающих пограничным расстройством личности. Индивидууму достаточно самого незначительного повода, чтобы погрузится в страдания, которые могут проявляться в виде плаксивости, агрессии, внезапной замкнутости.

Очень важно не оставлять такого человека наедине со своими переживаниями. Необходимо проявлять заботу, понимание и опеку, чтобы не спровоцировать мысли о суициде.

Больные часто считают себя плохими людьми, бояться быть разоблаченными, переживают, что люди от них отвернуться, если узнают какие они на самом деле.

Страдают от повышенной подозрительности и недоверчивости, есть страх, что они могут быть использованы и оставлены в одиночестве, поэтому с трудом идут на сближение. Бояться проявлять свои эмоции.

Очень точное определение внутреннего состояния личности, страдающей пограничным расстройством личности можно выразить во фразе: «Я ненавижу тебя (себя), но не бросай меня!»

Невроз — психоз — пограничная личность

Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга.

У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.

Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.

Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.

Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного , глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается .

Разновидности неврозов:

  • (не)обоснованные страхи;

Это наиболее распространенные заболевания, связанные с пограничным расстройством личности.

Диагностика и лечение

Поставить диагноз может только квалифицированный врач. Даже в том случае, если у человека наблюдаются пять и более симптомов из выше перечисленных, еще рано говорить о его психологическом расстройстве.

Если же симптомы ярко выраженные, имеет длительный и постоянный характер, а у человека наблюдаются трудности в социальной адаптации или проблемы с законом, то стоит бить тревогу и обратиться к врачу.

Нужно отметить, что лечение очень сложное и длительное, так как не существует специальных медикаментов, которые лечат именно пограничное расстройство личности. Поэтому терапия направлена на купирование определенных симптомов (депрессии, агрессии).

В зависимости от симптомов возможно понадобится консультация невролога, нарколога, гинеколога, уролога.

Так как пограничное расстройство почти всегда сопровождается депрессивным состоянием, то назначается курс . Они призваны помочь в восстановлении психического здоровья пациента. Чаще всего назначаются , как наиболее безопасные и современные.

Кроме того, назначаются антипсихотические препараты (снижают стремление к получению новых ощущений, которые могут нанести вред здоровью), противотревожные препараты ().

Не обойтись без многочасовых сеансов психотерапии. Только психотерапия дает положительные и видимые результаты, помогает разобраться в корне проблемы, найти причины ее возникновения и обрести душевное равновесие пациенту.

Очень важно, чтобы у пациента возникло чувство доверия к психотерапевту. Чтобы он мог максимально открыть свои душевные переживания и чувства. Грамотный врач направит пациента в нужную сторону, поможет ему найти собственное «Я», проведет терапию «переноса» в те ситуации в жизни человека, которые могли спровоцировать возникновение и развитие заболевания. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Поэтому выбор психотерапевта имеет определяющую роль в лечении.

К последствиям пограничного расстройства личности можно отнести уже раннее названые: алкоголизм, наркоманию, ожирение, проблемы с желудочно-кишечным трактом.

К более глобальным: социальная изоляция, одиночество (следствие невозможности построения длительных отношений), проблемы с законом, судимость, суицид.

Пограничные расстройства не повод для отчаяния. Во время ремиссии такие люди заводят друзей, строят семьи, живут полной жизнью. Нужно просто правильно выбрать лечащего врача или клинику для лечения в период обострения.

Пограничное состояние – это некие граничные патологии, которые уже не в здоровом аспекте общества, но еще и не в явной психической патологии. Расстройства эти весьма размыты, их точное описание также варьирует зависимо от автора. В таких патологиях главное уловить суть, правильно диагностировать и помочь персоне. А уже, какая это грань нормы, не является столь значимым аспектом для пациента.

Пограничные состояния вмещают большое количество расстройств и могут в себе иметь симптомы, относящиеся к другим состояниям. Именно поэтому более важен сам патологичный симптомокомплекс, нежели уровень состояния психики, поскольку не всегда препараты имеет смысл назначать согласно уровню психического поражения.

Что такое пограничное состояние психики?

Пограничное состояние стоит рассматривать с точки видения разных школ, а также разных наук. Если говорить о пограничном состояние классическом в понимании психиатра, то это несомненно . Такое состояние формируется у персоны в течении длительного времени и является неизменным, оно несомненно влияет на большое количество жизненных аспектов человека и является патологией десоциализирующего круга.

Пограничное состояние также имеет значение общего понятия, который обозначает уровень психического расстройства, когда он не доходит до психотического патосостояния. Таким терминологическим значением может обозначатся любая патология, которая формируется в условиях не психотической структуры. Из-за обширности этого понятия важно понимать, что это состояние не является каким-то конкретным диагнозом по МКБ, а обозначает целую группу патологий, которые могут сформировать круг не психотических расстройств.

Психотерапевты немного продвинулись в изучении пограничных состояний, сделав попытку обозначить таким образом патологическую структуру личностной суборганизации. При этом такая организация личности имеет граничное положение между невротической и психотической. В работе они более тяжелы, нежели классические невротики, но реально поддаются психокоррекции в отличие от психотических пациентов.

Сам термин относительно новый и введен в 20 столетие. Роберт Найт впервые использовал его для обозначения неких граничных пациентов. Хотя стоит заметить, что эти пациенты не всегда требуют стационарного купирования своих состояний. Они способны справляться со своими ядерными чертами личности, но для этого необходимы особые подходы. Позже над такими пациентами работала Нэнси Мак Вильямс, она обозначила, насколько важно, чтобы психотерапевт понимал структуру и знал до какого уровня он может помочь, на какие термины работы имеет смысл рассчитывать и на какие сферы жизнедеятельности пациента могут повлиять такие пограничные состояния.

Неврозы и неврозоподобные состояния также относят к пограничным по определенным классификациям. Такие состояния являются предметом нейрофизиологического исследования. Они демонстрируют некие граничные особенности у пациентов с пограничными состояниями. Это какая-то психосоматическая симптоматика или поверхностные расстройства аффективной сферы. Определенные аморфные симптомокомплексы, которые подвержены флуктуации и имеют мигающую симптоматику также относят к пограничным состояниям.

Пограничное состояние у ребенка может формироваться при помрачениях сознания и имеет характерные особенности. Часто мозаичность такой симптоматики может сбивать во время диагностических процедур и требует детального обследования. Пограничными также считаются состояния, которые чётко не относятся к одному медицинскому разделу, это некоторые нейровегетативные расстройства и подобные сложно дифференцируемые состояния.

В целом сам термин пограничного состояния имеет свои значения практически в каждой медицинской специализации, если патология не является явной, но все же уже отклоняется от нормы. Это позволяет разграничить такое состояние и проводить дифференциальную диагностику, основываясь на выборе такого пограничного состояния. В соматическом аспекте это могут быть разнообразные диатезы, так называемая конституционная особенность личности.

Причины пограничного состояния

Зависимо от того, какое именно пограничное состояние имеется в виду, причины будут формироваться совершенно по-разному. Если подразумевается личностное пограничное состояние, то формирование его происходит из детского возрастного этапа и оставляет неотъемлемый жизненный след, который влияет на всю индивидуальною социоадаптацию. Пограничные состояния и их изучение менее распространены, поскольку перекрываются большой психиатрической патологией.

При нейромедиаторных изменениях рассматривается биохимическая теория, которая гласит об перегруппировке нейромедиаторных выделений и чувствительности рецепторного аппарата к ним, что и приведет к разным пограничным состояниям. Нейромедиаторные дисбалансы быстро приводят к состоянию эмоционального истощения и неудовлетворенности, что не может не отразить картину на жизнедеятельности персоны и особенностях быта. Соотношение дофамина и серотонина имеет самое глобальное влияние на психические состояния и в основном является основополагающим для развития тех или иных расстройств из депрессивного и шизофренического спектра. Очень знаковыми при такой причине будут постоянные эмоциональные спады и негодующие состояния. Но нейромедиаторов гораздо большее количество, чем может быть изучено и учтено, которые имеют влияние на нервную систему, здесь свою роль играют и глицин, и эндорфины, энкенфалины.

Наследственный фактор является одним из наиболее распространённых первопричин пограничных состояний. В плане психопатии – это врожденное отсутствие восприятие эмоционального спектра. Такие персоны не способны испытывать эмоциональные переживания и нередко к взрослому возрасту обучаются их наигрывать. К сожалению, эмпатические побуждения не свойственны таким индивидам и это создает большое количество проблем для жизни. Не всегда даже саму персону имеет смысл обвинять в ее неправильном поведении, поскольку наследственность решает очень многое. В генетическом аспекте это очень большой риск, который может быть непреодолим ни доброжелательной обстановкой, ни работой самой персоны. В наследственном аспекте значение имеет, как персона реагирует на окружение и то, что такое реагирование проявляется и у кого-то из родных. При этом любая психиатрическая патология в семье повышает риск развития пограничных состояний.

Окружение, особенно близкое (семейное), имеет решающее значение на формирование психического состояния индивидуума. Не может ребенок расти в патологической обстановке и быть при этом психически здоровым. Такие приобретенные тенденции в последующем способны сильно повлиять на восприятие мира и усложнить здоровое психологическое развитие. Особенно трудно переживаются детского возраста, тогда психика для этого наиболее уязвима. Сейчас имеются тенденции говорить о том, что даже не желанность или желание родителей иметь ребенка другого пола сказывается на психике ребенка, меняя его восприятие мира.

Частые сцены насильственного поведения взрослых друг с другом или по отношению к ребенку также нередко становятся причиной. Многие сопутствующие патологии тоже могут приводить к пограничным состояниям. Пограничное состояние ребенка может быть спровоцировано патологическими методами воспитания, по типу кумира, в ежовых рукавицах или заброшенности.

Симптомы и признаки пограничного состояния

Пограничное состояние диагностируется согласно критериев, которые имеются в разных классификаторах. Поведенческие характеристики часто имеют нарушения у индивидуумов с пограничными состояниями. Помимо поведенческих характеристик, которые сильно изменены при данных состояниях, необходимо исследовать все психические сферы. Может быть нарушение личностного психического функционирования. Наиболее поражена психическая сфера, которая отвечает за аффективное восприятие. При этом формируются явные перепады настроения, эмоциональные колебания. Взрывное состояние очень распространено при пограничных состояниях. Клиника пограничных состояний нередко проявляется аффективным всплесками, перепадами настроения и раздражением.

Клиника данных расстройств нередко сродни невротическим состояниям. Пограничные состояния могут характеризоваться излишней возбудимостью, вегето-соматическими проявлениями, высокой истощаемостью, наличием мыслей, которые могут досаждать. Также симптоматика может проявляется аффективным сужением сознания, при этом персона может иметь даже частичную амнезию. Соматовегетативные расстройства приводят к излишней потливости и покраснению.

У людей с пограничными состояниями нарушено ощущение дистанции. Такие персоны не держат собственные рамки и нарушают рамки окружающих. Очень сложно происходит адаптация таких индивидуумов к новым изменениям окружающей среды. К тому же таким людям тяжело переживать стрессы и адаптироваться к новой атмосфере.

Иногда при некоторых пограничных состояниях персона ведет себя очень хитро, адаптируясь и используя окружение. Такие индивиды умеют пользоваться положением и располагать к себе. Пограничное состояние ребенка может быть хроническим, но довольно часто проявляется остро. Такие дети из-за того, что не держат рамки, могут нарушать правила, которые заложены обществом. Знаковым проявлением является то, что персона не может относиться к окружению с уважением. Такие люди не способны придерживаться норм, хотя прекрасно в них ориентированы. В большинстве случаев нарушение адаптации сильно сказывается на коллективах и семье. Пограничное состояние ребенка чаще всего приводит к невозможности адаптации в школьных и детсадовских коллективах.

Могут быть и некоторые мыслительные нарушения, что может характеризоваться изменениями восприятия. Пограничные состояния могут проявляться классическим психомоторным возбуждением. Это может приводить к разрушительным поведенческим аспектам. Пограничные состояния, которые оставляют личностные метки не являются переходными состояниями, они должны оставаться пожизненно.

Отделение пограничных состояний наполнено персонами с излишней тревожностью. Выраженный дистресс, который переживают люди с данным расстройством психики может формироваться из-за любых мелочей. Очень высокий уровень тревожности также провоцирует дистресс, при этом могут быть разные выраженные страхи, боязни. Важно выявление и разных пограничных состояний, поскольку персона будет выбиваться из социального круга и переживать трудности в адаптации. Диссоциативные расстройства также могут считаться пограничными состояниями в некоторых случаях. При этом может быть даже амнезия и транзиторные параличи и парезы.

Лечение пограничного состояния

Отделения пограничных состояний включают пациентов с неврозами, легкими пограничными формами шизофрении, паническими атаками, агорафобиями, изолированной фобией и многими другими состояниями, психопатиями и некоторыми тяжелыми формами акцентуаций. Отделения пограничных состояний имеют определенные отличия от классических психиатрических отделений. Они являются открытыми, и пациент имеет возможность свободного выхода. Но имеются при этом и некоторые ограничения. Такое отделение включает в себя разные виды лечения, медикаментозные классические подходы, а также трудо- и социотерапию, психотерапию и разные особые подходы. Особенно для таких пациентов актуальна снюзелентерапия, которая базируется на задействовании максимального количества рецепторов и активизации защитных механизмов. При выраженном тревожном компоненте и сопутствующих вегетососудистых проявлениях имеется необходимость применять физиотерапевтические процедуры.

Психотерапия является первым подходом и патогенетическим методом для пограничных состояний, поскольку способствует восстановлению отношений с собой самим. К тому же психотерапия основывается на личностном индивидуальном подходе и позволяет персоне быть собой, при этом держа определенные рамки. Важен подбор верного метода и готовность личностных изменений. Именно поэтому простые и кратковременные методики, которые основываются на работе с рациональным не стоит выбирать, поскольку индивидуум переживает более глубинные расстройства. Они требуют изменения структуры личности. При этом отметаются методики с трансактным анализом и позитивная психотерапия.

Весьма действенными остаются классический фрейдовский психоанализ и юнгианский подходы. Но в целом большое количество методик может быть действенно зависимо от подвида пограничного состояния. Это и гештальт, и психодрама, и экзистенциальная терапия, и клиент центрированная психотерапия. Очень важно дать персоне надежду, но и объяснить длительность и личную ответственность. Это позволит в равной мере дать мотивацию. Нужно помнить, что психика персон, особенно с патологией, весьма ранимая и требует бережного отношения.

При психомоторном психопатическом возбуждении действенен Неулептил, как корректор поведенческих проявлений. Этот препарат из нейролептического спектра, но уникален в плане своего правильного действия на поведение. Показаны и другие нейролептики за надобностью: Аминазин, Азалептол, Галоперидол, Солерон, Рисперидол.

Наиболее применяемыми в таких отделениях являются препараты из ряда транквилизаторов: , Гидазепам, Сибазон, Ксанакс, Адаптол. Главным негативом является их некоторое привыкание у некоторых из пациентов, но при этом их действие, как препаратов скорой помощи нередко спасает.

Антидепрессивные препараты также нередко включаются как компонент терапии, к ним относят: Амитриптилин, Флуоксетин, Пароктетин, Сертралин, Миртазапин. Иногда и фитотерапия может подойти при легком амбулаторном лечении, тогда применяются седативные травы и адаптогены. Важность комплексности при таком разряде патологиях очень актуальна, поскольку медикаментозное терапевтическое влияние имеет очень кратковременный малодейственный подход. Очень важно социализировать индивида и максимально его задействовать.

Примеры пограничных состояний

Пограничное состояние не дает персоне быть вполне счастливым и находиться в контакте с собой. Очень сказывается это на детских не выполненных желаниях и неверных поведенческих установках. Соблазн к морбидо или хаосу у таких персон настолько разрушителен, что невозможно преодолеть его действие или остановить индивидуума каким-то образом.

При особенностях воспитания дети не способны воспринимать такие мировые порядки и хоть как-то привыкнуть, они переживают из-за этого страшный дистресс. Лень и нежелание обрести грамотное существование все больше захватывает, погружая в пучину бессмысленного существования. Невозможность работать над ошибками, изменить видение мира или себя принять реальность всегда является серьезным осложнением для таких людей. Это все может вылиться в разного рода пограничные состояния, а в конце перейти в истинную психиатрию.

При неврозах, как пограничных состояниях, основными примерами выступают , обычно такие как как страхи, которые могут касаться самых нелепых и надуманных вещей. А также , такие как не контролированные действия и необоснованные никак логически. Также неврастения, как высокое истощение и пример излишней требовательности к себе.

Самые опасные — это демонстративные конверсионные расстройства. Они могут давать совершенно полиморфную симптоматику. Это псевдоглухота и слепота, псевдодеменция с интересной формой амнезии, разного рода тики и дергания. Параличи также могут стать симптомом дисоциативного расстройства.

При расстройствах личности могут проявляться разные формы расстройств, к ним относят параноидную, с выраженным параноидным компонентом, тревожную, возбудимую, ананкастную, смешанную. Несомненная необходимость в помощи у таких пациентов проявляется в страхе и беспомощности.

Очень часто, прогрессируя, формируется боязнь открытости или замкнутость. Также нередко персона может испытывать изолированные фобические состояния с явным тревожным компонентом.

Иногда такие состояния социопатические, но настолько скрыты, что садизм персоны распространяется только на семью или как некий скрытый признак, который незаметен окружающим. Соматоформные переживания также могут быть включены в такой пример.